---В мире мифов и легенд, змеи часто занимают особое место, символизируя мудрость, силу и тайные знания. В русской мифологии и фольклоре образ змея также играет важную роль, а в уральских сказах Павла Бажова он принимает особенно выразительные формы. Одним из самых загадочных и могущественных персонажей его произведений является Великий Полоз — волшебное существо, воплощение подземного мира и его богатств.
---Великий Полоз представлен в “Уральских сказах” как исполинский человек-змей, обладающий почти неограниченной властью над подземным золотом и теми, кто стремится его завладеть. Этот образ, возникший на основе древних поверий и сказаний хантов, манси и башкир, а также уральских поговорок и легенд, является свидетельством глубокой связи человека с природой и его стремления понять тайные силы, управляющие миром.
---Сказы Бажова, в частности, отражают уникальный дух Урала, его культуру и традиции. “Царь змей Полоз” не просто фантастический рассказ; это погружение в мир, где границы между реальностью и вымыслом стираются, где каждый камень и каждое дерево могут хранить древние тайны.
Генезис образа Великого Полоза:
---Великий Полоз, воплощение могущества и таинственности уральских гор, является ключевым персонажем в “Уральских сказах” Павла Бажова. Этот образ, зародившийся на пересечении древних поверий и сказаний хантов, манси и башкир, обогащённый уральскими поговорками и легендами, стал символом власти над подземным миром и его сокровищами.
---В книге “Малахитовая шкатулка”, Бажов коротко сообщает читателям о происхождении волшебных персонажей своих сказов, отсылая к незапамятным временам своего детства, которые стали хранилищем этих волшебных образов. Великий Полоз предстаёт перед нами как гигантский человек-змей, символизирующий не только владение золотом, но и ответственность за него. Он может “отводить” и “приводить” золото, что делает его не просто хранителем, но и повелителем подземных богатств.
---Уральские старатели и золотоискатели, работая в горах и лесах, создавали свои суеверия и фольклор, основанные на наблюдениях и переживаниях в дикой природе. Их судьба и удача были неразрывно связаны с тайными силами, которые, по их верованиям, распоряжались скрытыми богатствами. Великий Полоз, как вершина этой тайной силы, стал воплощением уральских суеверий и фольклора, фантазийного мира, созданного простым работным людом.
---Среди ящериц и змей, которые у старателей считались только слугами, одна была главной — Хозяйка горы, иногда превращающаяся в красивую девицу. Это и была одна из дочерей Великого Полоза, Золотой Волос, ставшая одним из персонажей одноимённого сказа. Таким образом, образ Великого Полоза стал наследником богатой традиции мифологических существ, змей и драконов, и одновременно — уникальным творением Бажова, отражающим дух Урала и его культуру.