Царь змей Полоз
В мире мифов и легенд, змеи часто занимают особое место, символизируя мудрость, силу и тайные знания. В русской мифологии и фольклоре образ змея также играет важную роль, а в уральских сказах Павла Бажова он принимает особенно выразительные формы. Одним из самых загадочных и могущественных персонажей его произведений является Великий Полоз — волшебное существо, воплощение подземного мира и его богатств.
Великий Полоз представлен в “Уральских сказах” как исполинский человек-змей, обладающий почти неограниченной властью над подземным золотом и теми, кто стремится его завладеть. Этот образ, возникший на основе древних поверий и сказаний хантов, манси и башкир, а также уральских поговорок и легенд, является свидетельством глубокой связи человека с природой и его стремления понять тайные силы, управляющие миром.
Сказы Бажова, в частности, отражают уникальный дух Урала, его культуру и традиции. “Царь змей Полоз” не просто фантастический рассказ; это погружение в мир, где границы между реальностью и вымыслом стираются, где каждый камень и каждое дерево могут хранить древние тайны.

Генезис образа Великого Полоза
Великий Полоз, воплощение могущества и таинственности уральских гор, является ключевым персонажем в “Уральских сказах” Павла Бажова. Этот образ, зародившийся на пересечении древних поверий и сказаний хантов, манси и башкир, обогащённый уральскими поговорками и легендами, стал символом власти над подземным миром и его сокровищами.
В книге “Малахитовая шкатулка”, Бажов коротко сообщает читателям о происхождении волшебных персонажей своих сказов, отсылая к незапамятным временам своего детства, которые стали хранилищем этих волшебных образов. Великий Полоз предстаёт перед нами как гигантский человек-змей, символизирующий не только владение золотом, но и ответственность за него. Он может “отводить” и “приводить” золото, что делает его не просто хранителем, но и повелителем подземных богатств.
Уральские старатели и золотоискатели, работая в горах и лесах, создавали свои суеверия и фольклор, основанные на наблюдениях и переживаниях в дикой природе. Их судьба и удача были неразрывно связаны с тайными силами, которые, по их верованиям, распоряжались скрытыми богатствами. Великий Полоз, как вершина этой тайной силы, стал воплощением уральских суеверий и фольклора, фантазийного мира, созданного простым работным людом.
Среди ящериц и змей, которые у старателей считались только слугами, одна была главной — Хозяйка горы, иногда превращающаяся в красивую девицу. Это и была одна из дочерей Великого Полоза, Золотой Волос, ставшая одним из персонажей одноимённого сказа. Таким образом, образ Великого Полоза стал наследником богатой традиции мифологических существ, змей и драконов, и одновременно — уникальным творением Бажова, отражающим дух Урала и его культуру.
Семантика образа Великого Полоза
Великий Полоз в “Уральских сказах” Павла Бажова — это не просто персонаж; он является символом глубокой мудрости и власти. Этот образ змея, воплощающий силу и тайны подземного мира, имеет множество семантических оттенков и значений.
Великий Полоз представлен как гигантский волшебник с бородатой человеческой головой, который обладает почти неограниченной властью над подземным золотом и недобрыми людьми. Он способен читать желания людей: жадность, алчность или, наоборот, доброту и благодушие. Это делает его не только хранителем золота, но и судьёй человеческих поступков.
Сказочный образ Великого Полоза присутствует только в нескольких “Уральских сказах”, но его влияние простирается далеко за пределы этих историй. Он возник на богатой почве древних поверий и сказаний хантов, манси и башкир, а также уральских поговорок, легенд и примет старых горщиков и рудознатцев. Великий Полоз можно понимать как наследника богатой традиции мифологических змей, змеев или драконов, представляющих собой вертикально организованную тайную силу, владеющую лесным и подземным миром.
В сказах Бажова появляются также многочисленные дочери Полоза — Змейки, Змеёвки или Медяницы. Одна из них, в человеческом обличье под именем Золотой Волос, стала одним из персонажей одноимённого сказа. Эти персонажи усиливают семантику образа Великого Полоза, добавляя к нему элементы женственности, красоты и изменчивости.

Персонажи и сюжетные линии
В “Уральских сказах” Павла Бажова, Великий Полоз окружён множеством персонажей, каждый из которых играет свою уникальную роль в раскрытии темы и сюжета. Среди них особое место занимают его дочери — Змейка, Змеёвка, Медяница и Золотой Волос. Эти персонажи не только дополняют образ Великого Полоза, но и вносят свои сюжетные линии, обогащая мифологический и культурный контекст сказов.
Змейка, Змеёвка и Медяница представлены как хранительницы подземных богатств, каждая со своими особенностями и характером. Они являются связующим звеном между миром людей и тайными силами природы, отражая различные аспекты взаимодействия человека с подземным миром.
Золотой Волос, одна из самых запоминающихся дочерей Великого Полоза, выступает в сказе “Золотой Волос” не только как хранительница золота, но и как символ изменчивости и непостоянства. Её образ пронизан мотивами красоты, обольщения и предательства, что делает её одной из самых многогранных фигур в сборнике.
Сюжетные линии сказов тесно переплетаются с образом Великого Полоза, создавая сложную сеть взаимоотношений и событий. Великий Полоз, как верховный хранитель подземных богатств, часто ставит перед героями задачи, проверяющие их душевные качества и моральные принципы. Эти испытания раскрывают глубинные темы сказов, такие как жадность, благородство, преданность и жертвенность.
Влияние на уральский фольклор
Великий Полоз, как один из центральных персонажей “Уральских сказов” Павла Бажова, оказал значительное влияние на уральский фольклор. Этот образ не только отражает древние поверья и сказания хантов, манси и башкир, но и воплощает в себе уникальные уральские суеверия и фольклор, созданные простым работным людом.
Уральские старатели и золотоискатели, погружённые в мир дикой природы, создали свои поверья и легенды, основанные на наблюдениях и переживаниях. Их судьба и удача были неразрывно связаны с тайными силами, которые, по их верованиям, распоряжались скрытыми богатствами. Великий Полоз, как вершина этой тайной силы, стал символом уральских суеверий и фольклора.
Ящерицы и змеи в уральских поверьях считались слугами и пособниками, но среди них была одна главная — Хозяйка горы, которая иногда превращалась в красивую девицу. Это была одна из дочерей Великого Полоза, Золотой Волос, ставшая одним из персонажей одноимённого сказа. Таким образом, образ Великого Полоза и его дочерей стал наследником богатой традиции мифологических существ, змей и драконов, и одновременно — уникальным творением Бажова, отражающим дух Урала и его культуру.
Влияние Великого Полоза на уральский фольклор не ограничивается только сказами Бажова. Он стал частью культурного наследия региона, вдохновляя художников, музыкантов и писателей. Великий Полоз и его дочери продолжают жить в уральской культуре, напоминая о тесной связи человека с природой и о важности сохранения традиций и легенд.

Заключение
Великий Полоз, воплощение подземного мира и его тайн, является одним из самых мощных образов в “Уральских сказах” Павла Бажова. Этот персонаж не только символизирует глубокую связь человека с природой, но и отражает сложные взаимоотношения между человеческими страстями и моралью. Великий Полоз и его дочери — Змейка, Змеёвка, Медяница и Золотой Волос — представляют собой многоуровневую систему образов, которая олицетворяет различные аспекты уральской культуры и фольклора.
Сказы Бажова, вдохновлённые древними поверьями и сказаниями хантов, манси и башкир, а также уральскими поговорками и легендами, стали неотъемлемой частью русской литературы. Великий Полоз, как символ власти над подземным золотом и недобрыми людьми, продолжает вдохновлять новые поколения на размышления о вечных ценностях и поиски гармонии с окружающим миром.
Подпишись на наш Телеграм,
чтобы не пропустить новый контент на сайте!